В программе 1С-Рарус: Бухгалтерия для некоммерческой организации 5 реализована возможность финансового планирования. Рассмотрим возможности данного модуля.
Структуры планирования (бюджетов)
Для хранения перечня имеющихся бюджетов предназначен специальный справочник «Виды бюджетов».
Можно создать произвольное количество видов бюджета, для каждого из которых заполняется ряд характеристик:
наименование;
периодичность планирования поступлений и расходов. Это может быть день, неделя, месяц, квартал и год;
срок действия бюджета: дата начала и дата окончания действия бюджета, то есть период, на который будет составляться смета.
При этом реализована проверка соответствия срока действия бюджета выбранной периодичности:
В справочнике «Структуры планирования(бюджетов)» указываются статьи расходов и поступлений, которые затем войдут в смету:
Статьи поступлений и статьи расходов вводятся в соответствующих табличных частях:
При создании новой статьи открывается форма расшифровки статьи сметы:
Расшифровка статьи необходима для того, чтобы собрать фактические данные по поступлениям и расходам, а также детализировать статьи в самой смете и в отчетах. Фактические данные будут выводится в отчетах, при этом будут анализироваться обороты по счету 86 в разрезе источников финансирования, назначений целевых средств и статей затрат указанных в соответствующей расшифровке статьи сметы. Поступления – обороты по Кт 86, расходы – по Дт 86.
В форме расшифровки статьи сметы нужно указать:
наименование статьи;
вид статьи – определяется автоматически, в соответствии с тем, из какой табличной части Структуры планирования была добавлена статья.
Расшифровку статей сметы можно выводить на двух уровнях. Первый уровень нужно указывать обязательно, второй уровень можно не указывать.
Для статьи поступления детализация первого уровня может быть по источнику финансирования или по проекту (назначению целевых средств), соответственно если выбрана детализация первого уровня по источнику финансирования, то на втором уровне детализация будет по проекту и наоборот, если на первом по проекту, то на втором по источнику:
Для статьи расходов детализация может быть задана одним из следующих вариантов:
1 уровень по источнику финансирования,
2 уровень по статье затрат;
или
1 уровень по проекту,
2 уровень по статье затрат;
или
1 уровень по статье затрат,
2 уровень по источнику финансирования;
или
1 уровень по статье затрат,
2 уровень по проекту.
Первый уровень так же указывать обязательно, второй при необходимости.
Флажки «Не показывать детализацию первого уровня в документах» и «Не показывать детализацию второго уровня в документах» предназначены для того, чтобы определить, нужно или нет показывать детализацию в документах «Смета поступлений и расходов», «Корректировка сметы поступлений и расходов» и отчетах по смете. Если флажок установлен, детализация будет использоваться только для получения фактических данных при формировании отчетов.
На основании созданного вида бюджета и заданной структуры планирования можно сформировать Смету поступлений и расходов. При выборе бюджета и структуры планирования табличная часть автоматически заполнится статьями сметы и периодами, за которые необходимо указать суммы поступлений и расходов:
Для поступлений и расходов выделены отдельные закладки, на которых вносятся планируемые суммы поступлений и расходов по каждой отдельной статье. При этом если в структуре планирования были указаны статьи с детализацией первого или второго уровня, суммы по верхним уровням рассчитываются автоматически.
На основании документа можно распечатать Плановую смету поступлений и расходов, содержащую информацию из сметы:
В Плановой смете поступлений и расходов есть возможность указать дату подписания сметы, а также вывести шапку утверждения сметы с помощью кнопки «Показать настройки».
ФИО и должность утверждающего смету выводится в шапке отчета.
Если смету утверждают несколько человек, можно вывести список лиц с указанием их должностей.
Все утверждающие выводятся в шапке отчета в заданном порядке.
Внести корректировки в уже запланированные документом поступления и расходы можно отдельным документом «Корректировка сметы поступлений и расходов». Для этого в шапке документа необходимо выбрать смету, требующую изменений:
Состав статей поступлений и расходов остается неизменным и корректируются суммы в нужной строке.
Для анализа соответствия запланированных сумм фактическим поступлениям и расходам предназначены специальные отчеты.
План-фактный анализ представлен в виде отчета «Отчет о фактическом исполнении сметы»:
В отчет выводятся плановые данные по выбранной структуре планирования и виду бюджета и собираются фактические данные в соответствии с составом статей поступлений и расходов, заданных в указанной структуре.
Фактические данные поступлений собираются по Кредиту счета 86 за выбранный период по указанному источнику финансирования ( или проекту), например, из документов «Начисление целевых средств» или «Целевое поступление наличных»/ «Целевое поступление на счет» (с установленным флагом «Кассовый метод»).
Например:
Статья поступления «Вступительные взносы» собирается в соответствии со структурой планирования по источнику «Членские взносы» и нескольким проектам:
Фактические суммы расходов собираются по Дебету счета 86.
Например:
Исходя из полученных данных рассчитываются относительное и абсолютное отклонение между запланированными и фактическими суммами:
Кроме этого реализован уже упомянутый ранее отчет «Плановая смета поступлений и расходов»:
А также отчет «Фактические доходы и расходы по статьям сметы», включающий информацию только о фактических суммах по статьям выбранной структуры планирования:
Во всех отчетах данные можно выводить с периодичностью вида бюджета или только итоги: