Для отражения движений денежных средств в регламентированном (бухгалтерском) учете в программе 1С-Рарус: Ломбард используются документы «Поступление наличных» и «Выдача наличных».
Например, при выдаче займа необходимо сформировать «Выдача наличных», а для погашения начислений – «Поступление наличных».
В настройках учетной политики по ломбарду (меню «Главное – Настройки по ломбарду») на закладке «Кассовые ордера» можно выбрать вариант формирования документов:
если выбран вариант формирования кассовых документов «Отдельно для каждого залогового билета», то для каждой операции по залогу создается отдельный кассовый документ;
если выбран вариант формирования кассовых документов «Сводно по всем операциям за день», то формируется только один приходный и один расходный кассовый ордер по итогам дня.
Рассмотрим оба варианта.
При оформлении кассовых документов отдельно для каждого залогового билета, в документе «Операция по залогу» появляется закладка «Документы», на которой для каждой операции по залоговому билету автоматически формируются отдельные кассовые ордера: «Выдача наличных» на выдачу займа и «Поступление наличных» на возврат займа и оплату начислений в зависимости от текущей операции.
Для формирования кассовых ордеров необходимо нажать кнопку «Сформировать автоматически»:
В колонке «Чек» выводится информация о наличии пробитых чеков по документу.
В этом случае будет автоматически сформирован кассовый документ на сумму, указанную в операции по залогу:
Создать кассовый ордер можно также по кнопке «Добавить». В этом случае пользователю будет доступно редактирование суммы кассового ордера. Такая функция может быть использована, например, в случае если проверенный постоянный клиент принес сумму, которой не хватило для выкупа, и ломбард идет ему навстречу: сегодня формирует приходный ордер на часть суммы, а завтра – на оставшуюся.
Для того чтобы пользователь не забывал формировать кассовые ордера в настройках параметров учета (меню «Главное – Настройки по ломбарду – Настройки параметров учета») на закладке «Кассовые ордера» есть возможность установки флажка «Контролировать наличие КО в операциях по залогу»:
При установленном флажке программа не даст провести операцию по залогу, пока в ней не будут сформированы кассовые ордера.
Флажок «Контролировать сумму КО в операциях по залогу» определяет, нужно ли при этом контролировать также и сумму сформированных кассовых ордеров.
При оформлении сводных кассовых ордеров в операциях по залогу закладка «Документы» отсутствует, а для создания ордеров используется документ «Формирование сводных кассовых ордеров» (меню «Ломбард – Регламентные операции»).
Если выбран данный вариант, то в Учетной политике необходимо указать контрагента, на чье имя будет выписан сводный ордер, например, «Залогодатель», и договор:
Настройка «Использовать взаимозачет» предоставляет возможность хранения взаиморасчетов в бухгалтерском учете в разрезе залогодателей путем проведения взаимозачета между залогодателем и указанным контрагентом «Залогодатель».
При оформлении документа «Формирование сводных кассовых ордеров» в шапке автоматически указывается Контрагент и договор, указанные в Учетной политике. Для заполнения документа необходимо нажать на кнопку «Заполнить»:
При этом в документе собираются суммы, необходимые к отражению за указанный день и при нажатии на кнопку «Сформировать» создаются документы «Выдача наличных» и «Поступление наличных» на контрагента «Залогодатель»:
Сам документ «Формирование сводных кассовых ордеров» формирует проводки по взаимозачету между залогодателями и частным лицом:
В результате чего взаиморасчеты по 58 счету можно видеть в разрезе залогодателей:
Примечание:
при использовании сводных ордеров чеки печатаются из залоговых операций. Подробнее в инструкции.