Среди целей некоммерческих организаций, союзов, фондов и объединений часто выделяют решение ключевых социально-экономических задач региона, что способствует росту значимости некоммерческого сектора в обществе и его популяризации. В то же время, часто происходит так, что данная отрасль не всегда осознается в качестве выгодной для частных пожертвований, инвестиций и прочих финансовых вложений, несмотря на благородные цели, преследуемые ей. В России на сегодняшний день также остается проблемой относительно низкий уровень доверия к некоммерческим организациям и фондам со стороны населения, что может быть обусловлено недостаточно высоким качеством оказания услуг и решением социальных вопросов некоторыми участниками некоммерческой отрасли. В связи с этим актуальным является вопрос привлечения новых участников в некоммерческие организации как с целью повышения качества оказываемых ею услуг и популяризации социально значимого направления, так и с целью увеличения дохода организации на содержание штатного персонала, аренду помещений и прочие бытовые расходы. Некоторые некоммерческие организации могут сталкиваться с рядом проблем по привлечению участников в силу того, что для молодых успешных общественных деятелей объединение не представляет весомого интереса, а проведение крупных отраслевых семинаров, выставок и прочих мероприятий, на которых можно громко заявить о себе, возможно только с помощью спонсорских взносов или в результате грантовой деятельности.
Какие способы привлечения новых участников следует выделить, и на какие моменты необходимо обратить внимание с оглядкой на современное положение вещей в обществе. Прежде всего, стоит проанализировать ваш вариант названия союза или объединения. Возможно, прежнее название в стиле «ушедшей эпохи» не только не привлекает молодых участников, а даже отталкивает их. Ориентация на молодых участников предполагает общение с ними в одной среде и на одном языке. В то же время, не стоит забывать и про «старшее поколение». Проведение специальных мероприятий для ветеранов отрасли поможет вам укрепить отношения с ними и повысить уровень профессиональной и социальной ответственности. Более молодая аудитория позитивно воспринимает организованную вами профессиональную социальную сеть или интернет-сообщество. Не забывайте о мотивационных схемах внутри вашего сообщества, которыми могут быть ежеквартальные премии, рейтинги активности и официальные поощрения, даже нематериального характера.
Четко определите целевые аудитории, с которыми вы будете работать в рамках некоммерческой организации: это могут быть заказчики услуг, рекламодатели, участники НКО и другие. Выделение данной структуры поможет вам в решении стратегических задач. Если ваша организация имеет разветвленную региональную сеть, назначьте в регионах центры ответственности за локальное развитие и продвижении ассоциации, ответственных за привлечение региональных спонсоров. Как правило, более молодые участники объединения больше заинтересованы в собственном продвижении, что будет являться для них дополнительным стимулом. Студенты учебных заведений могут стать самыми активными вашими участниками. Привлекайте их на стажировку и практику, сотрудничайте с руководством факультета и, возможно, ВУЗ дополнительно проинформирует студентов о вашей деятельности. В качестве приоритетной и стратегической задачи поставьте себе поиск зарубежных партнеров и развитие международной деятельности. Активно привлекая новых участников объединения, не забудьте четко прописать цели и задачи вашей организации, ваша миссия должны быть понятна как существующим членам, так и потенциально новым. Вы должны быть постоянно ориентированы на поиск и привлечение новых участников ассоциации, текучка в этой отрасли – вполне нормальное явление, в среднем она может доходить до 10% общего количества участников.
По мере возможности проводите интересные и значимые для отрасли профессиональные мероприятия. Вступайте во всевозможные смежные отраслевые ассоциации. Сотрудничество по продвижению может быть довольно эффективным, кроме того, ряды вашей организации могут пополниться членами партнерского союза. Больше всего вкладываются в работу энтузиасты, особенно в начале пути организации. Создавайте инициативные группы, сформируйте что-то вроде «копилки идей», где вы будете собирать все предложения участников, анализировать и отсеивать их. У вас нет средств расходовать львиную долю бюджета на привлечение участников объединения и, собственно, нет такой цели. Сосредоточьтесь на менее затратных, но эффективных методиках привлечения – выставочные стенды, плакаты, листовки, развешенные в учебных заведениях. Ваша задача – объяснить потенциальным участникам ассоциации, какие выгоды они получат, присоединившись к вам. Напоминайте людям о престиже, который могут получить новые участники, став членом вашей организации, сформируйте у них чувство гордости за свою ассоциацию. Быть участником профессиональной организации престижно во всем мире. Организовывайте представление зарубежных проектов, исследований и достижений отрасли. Ваши собственные достижения может представить зарубежная организация-партнер. Освещайте эти события на собственном сайте, группе в социальной сети или профессиональном блоге. Проводите грантовые мероприятия. Подобные проекты всегда привлекают знаковых людей, которые могут способствовать продвижению вашей организации просто в силу своего социального статуса. Поиск спонсоров, грантов и партнеров по продвижению должны стать неотъемлемой частью вашей деятельности. Тщательно планируйте собственные мероприятия: приносящая доход деятельность должна превалировать над убыточными проектами, которые тоже имеют место в практике практически любой общественной организации. Членские взносы, спонсорская помощь и грантовая деятельность – ваши основные источники финансирования, и они должны удовлетворять ваши первичные потребности в выживании и развитии. Изучайте опыт успешных российских и, что не менее важно, зарубежных общественных объединений. Это позволит вам принимать верные решения и, как бы это банально ни звучало, не повторять чужих ошибок.
Для работы некоммерческих организаций подойдет программа 1С-Рарус. Подробнее об отчетности в программе читайте по ссылке.
Успехов вам в вашей деятельности!
Дополнительные продукты для НКО: